Главной причиной уменьшения емкости аккумулятора и снижения напряжения на выходах батареи является сульфатация пластин. Сульфатация пластин – это химический процесс оседания на поверхности пластины слоя сульфата свинца. Образующийся сульфат свинца является плохим проводником электрического тока, что приводит к снижению эффективности заряда и постепенному уменьшению ёмкости аккумуляторной батареи.
К основным причинам сульфатации пластин аккумулятора следует отнести:
Основным способом снижения сульфатации пластин является воздействие на них электрическим током в различных режимах. Такой процесс называют процессом тренировки или восстановления аккумуляторной батареи.
Существуют несколько основных проверенных методик тренировки и восстановления аккумуляторных батарей:
Метод длительных зарядов токами малой амплитуды позволяет получать хорошие результаты при небольшой и незастарелой сульфатации аккумуляторных пластин. Аккумулятор необходимо подключить на заряд током нормальной величины (10 % от общей емкости аккумулятора). Заряд необходимо производить до момента начала образования газов. Далее необходимо сделать перерыв на 20-30 минут. На втором этапе проводится заряд аккумуляторной батареи с уменьшением значения тока до 1 % от емкости АКБ. После этого делается еще один перерыв на 20-30 мин. Такие циклы заряда необходимо повторять несколько раз.
Метод глубоких разрядов малыми токами эффективен для тренировки и восстановления аккумулятора с наличием признаков застарелой сульфатации. Метод тренировки состоит в заряде АКБ с перезарядом токами стандартной величины и длительным глубоким разрядом с малыми токами. Выполнение нескольких циклов разряда малыми токами и обычного заряда аккумуляторной батареи дает возможность эффективного восстановления батареи.
Еще один эффективный метод восстановления аккумуляторов и увеличения срока службы аккумуляторов — метод заряда циклическими токами. Суть метода проста. Проводится измерение сопротивления аккумуляторной батареи. В случае превышения фактического сопротивления над стандартным заводским значением АКБ подвергают заряду малым током, после этого делают перерыв 5—10 минут и начинают разряд аккумулятора. После этого делают перерыв и повторяют циклы «заряд — перерыв — разряд — перерыв» несколько раз.
Суть метода состоит в заряде АКБ током постоянного напряжения, при этом сила тока меняется (обычно уменьшается). При этом на первом этапе процесса заряда сила тока может составлять 150 % от ёмкости АКБ и с течением времени постепенно снижаться до малых значений. Нужно брать в расчет внутреннее сопротивление и емкость АКБ. В зависимости от соотношения этих показателей, сила тока, которая проходит через него в начале зарядки, может превысить 50A. Чтобы батарея не сгорела, на всех зарядных устройствах присутствует ограничитель в 20-25A
Суть метода состоит в подаче для заряда АКБ тока импульсной формы. Амплитуда значения тока в импульсах выше обычных значений в 5 раз. Максимальные значения амплитуды кратковременно могут достигать 50 Ампер. Длительность импульса при этом мала — несколько микросекунд. При таком режиме заряда происходит расплавление кристаллов сульфата свинца и восстановление батареи
При выполнении всех работ необходимо соблюдать следующие правила:
SKAT-UTTV — это высокоэффективное устройство для проведения автоматического тестирования, тренировки, восстановления, заряда и определения остаточной емкости свинцово-кислотных аккумуляторов различных видов и типов. Прибор позволяет проводить восстановление аккумуляторных батарей открытого и закрытого типа.
SKAT-UTTV имеет микропроцессорное управление, что позволяет быстро определить прогнозируемый срок службы аккумуляторной батареи. Прибор имеет различные режимы работы, для управления режимами используется цифровой дисплей и кнопки управления.
Прибор использует следующие методы заряда, тренировки и восстановления аккумуляторов:
В процессе выполнения заряда, тренировки и восстановления аккумулятора прибор выбирает автоматически программы использования всех методов на различных циклах.